Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 10:52
Фотоальбом

Ростовский кремль — великое в Великом

SM-G990B
55 55

Рассматривая (в который раз!) фотографии ростовского кремля, я подумала — за кремль Ростову Великому можно простить всё: его городскую неухоженность, потёртость, неустроенность и все те недостатки, которые бросаются в глаза на улицах города.

Тот восторг, который испытываешь, находясь в кремле, перекрывает весь негатив. Кремль поражает своей древностью, былым могуществом, архитектурой храмов с сохранившимися великолепными росписями, крепостными стенами и башнями.

В Ростове Великом я была после посещения Сергиева Посада с его блистательной Лаврой, и конечно же, сравнивала эти две великие обители. Может, это и неправильно. Всё-таки Лавра — действующий, главный монастырь России, а ростовский кремль — музейный комплекс. Но посетив один за другим эти два города, сравнивать начинаешь невольно. Ведь это те два главных объекта, ради которых люди и посещают эти города.

Ухоженная, постоянно обновляемая и реставрируемая Троице-Сергиева лавра безусловно великолепна. Но в ней нет того чувства глубокой старины, в котором пребываешь, находясь в кремле Ростова Великого, даже несмотря на то, что лавра гораздо старше.

На протяжении долгих столетий Ростов сохранял за собой значение религиозного центра. Ростовские архиереи были в числе наиболее влиятельных церковных владык,  а Ростовская митрополия была одной из богатейших в России.
 Во второй половине XVII столетия по инициативе митрополита Ионы Сысоевича в Ростове разворачивается строительство новой архиерейской резиденции. За короткий срок — около 20 лет, в центре города был возведён величественный ансамбль митрополичьего двора, состоящий из культовых, жилых и хозяйственных построек, окружённых крепостными стенами с высокими башнями.
На протяжении долгих столетий Ростов сохранял за собой значение религиозного центра. Ростовские архиереи были в числе наиболее влиятельных церковных владык, а Ростовская митрополия была одной из богатейших в России. Во второй половине XVII столетия по инициативе митрополита Ионы Сысоевича в Ростове разворачивается строительство новой архиерейской резиденции. За короткий срок — около 20 лет, в центре города был возведён величественный ансамбль митрополичьего двора, состоящий из культовых, жилых и хозяйственных построек, окружённых крепостными стенами с высокими башнями.
Церковь Иоанна Богослова. Это главный вход на территорию архиерейского двора (кремля). Здесь расположены кассы. Я заранее купила билет онлайн на сайте Ростовского кремля. Электронные билеты надо поменять на бумажные в кассе. По входному билету можно заходить в кремль несколько раз в течение дня.
Церковь Иоанна Богослова. Это главный вход на территорию архиерейского двора (кремля). Здесь расположены кассы. Я заранее купила билет онлайн на сайте Ростовского кремля. Электронные билеты надо поменять на бумажные в кассе. По входному билету можно заходить в кремль несколько раз в течение дня.
Митрополичий двор. Строительство центральной части кремлевского ансамбля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили в основном культовые и административные здания.
Митрополичий двор. Строительство центральной части кремлевского ансамбля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили в основном культовые и административные здания.
В центре двора - крошечный прудик, в котором отражаются окружающие его церкви и постройки. На лавочке возле него можно зависнуть надолго.
В центре двора - крошечный прудик, в котором отражаются окружающие его церкви и постройки. На лавочке возле него можно зависнуть надолго.
Надвратная церковь Воскресения Христова. Первоначальный облик её интерьера имеет редчайщую сохранность. Хорошо сохранились все его архитектурные элементы: чугунные полы и настенные росписи, созданные вскоре после строительства храма в 1670-х годах.
Надвратная церковь Воскресения Христова. Первоначальный облик её интерьера имеет редчайщую сохранность. Хорошо сохранились все его архитектурные элементы: чугунные полы и настенные росписи, созданные вскоре после строительства храма в 1670-х годах.
Помимо входного билета в кремль (100 рублей), я приобрела билет "Переходы по стенам кремля" (350 рублей) с посещением четырёх объектов: церковь воскресения, церковь Иоанна Богослова, Белая палата и церковь  Спаса на сенях.
Осмотр начинается с церкви Воскресения.
Помимо входного билета в кремль (100 рублей), я приобрела билет "Переходы по стенам кремля" (350 рублей) с посещением четырёх объектов: церковь воскресения, церковь Иоанна Богослова, Белая палата и церковь Спаса на сенях. Осмотр начинается с церкви Воскресения.
Главное значение интерьера заключается в его оригинальности: в отличии от других церквей того времени, в церкви Воскресения почти не было икон, только два образа по сторонам от Царских врат, стены храма сплошь покрывает фресковая живопись на тему земной жизни Иисуса Христа.
Главное значение интерьера заключается в его оригинальности: в отличии от других церквей того времени, в церкви Воскресения почти не было икон, только два образа по сторонам от Царских врат, стены храма сплошь покрывает фресковая живопись на тему земной жизни Иисуса Христа.
Вместо обычного деревянного иконостаса в церкви был устроен, впервые на Руси, высокий каменный иконостас, выполненный в технике фресковой живописи.
Вместо обычного деревянного иконостаса в церкви был устроен, впервые на Руси, высокий каменный иконостас, выполненный в технике фресковой живописи.
Какие здесь двери!
Какие здесь двери!
Далее, по переходу иду в церковь Иоанна Богослова.
Далее, по переходу иду в церковь Иоанна Богослова.
На переходах тоже можно задержаться надолго. Великолепные виды открываются со стен на Митрополичий двор.
На переходах тоже можно задержаться надолго. Великолепные виды открываются со стен на Митрополичий двор.
До церкви Одигитрии рукой подать.
До церкви Одигитрии рукой подать.
Церковь Одигитрии и Воскресенская.
Церковь Одигитрии и Воскресенская.
Надвратная церковь Иоанна Богослова (1683 г.) - одна из последних кремлевских построек времён митрополита Ионы.  Это, пожалуй, самое совершенное произведение ионинских мастеров. Всё лучшее из опыта, накопленного за годы строительства митрополичьей резиденции, нашло блестящее воплощение в этом замечательном храме: церковь Иоанна Богослова выглядит более нарядной и праздничной, чем предшествовавшие ей церкви кремля.
Надвратная церковь Иоанна Богослова (1683 г.) - одна из последних кремлевских построек времён митрополита Ионы. Это, пожалуй, самое совершенное произведение ионинских мастеров. Всё лучшее из опыта, накопленного за годы строительства митрополичьей резиденции, нашло блестящее воплощение в этом замечательном храме: церковь Иоанна Богослова выглядит более нарядной и праздничной, чем предшествовавшие ей церкви кремля.
Проход в церковь Иоанна Богослова.
Проход в церковь Иоанна Богослова.
Церковь Иоанна Богослова. Во время пребывания в ней русских государей, она превращалась во дворцовый царский храм.
Церковь Иоанна Богослова. Во время пребывания в ней русских государей, она превращалась во дворцовый царский храм.
 Церковь была расписана в 1683 году. Настенная живопись храма и алтаря дошла до нас с небольшими утратами. Фрески получили значительные повреждения в середине XIX века.
Церковь была расписана в 1683 году. Настенная живопись храма и алтаря дошла до нас с небольшими утратами. Фрески получили значительные повреждения в середине XIX века.
Роспись основной части храма соединяет три разных по содержанию цикла. В двух верхних ярусах росписи - сюжеты евангельской истории, ниже - три фруса с житием апостола Иоанна Богослова, и в самом низу ещё один ярус, посвящённый житию местного святого Авраамия Ростовского.
Роспись основной части храма соединяет три разных по содержанию цикла. В двух верхних ярусах росписи - сюжеты евангельской истории, ниже - три фруса с житием апостола Иоанна Богослова, и в самом низу ещё один ярус, посвящённый житию местного святого Авраамия Ростовского.
После осмотра великолепного интерьера и росписей стен церкви Иоанна Богослова, очередной переход по стенам в Белую палату. Слева - Красная палата (Государевы хоромы).
После осмотра великолепного интерьера и росписей стен церкви Иоанна Богослова, очередной переход по стенам в Белую палату. Слева - Красная палата (Государевы хоромы).
Переход к Белой палате. Этот переход очень популярен, именно по нему бегали стрельцы в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Наблюдала, как и сейчас туристы бегают по нему и засекают время.
Переход к Белой палате. Этот переход очень популярен, именно по нему бегали стрельцы в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Наблюдала, как и сейчас туристы бегают по нему и засекают время.
Белая палата, построенная по заказу митрополита Иона в 1675 году, изначально использовалась как столовая для торжественной трапезы.
Белая палата, построенная по заказу митрополита Иона в 1675 году, изначально использовалась как столовая для торжественной трапезы.
В конце XVIII века после того, как архиерейская кафедра была переведена из Ростова в Ярославль, большая часть кремля, в том числе и Белая палата, оставшиеся без использования, пришли в полное запустение ко второй половине XIX века.
В конце XVIII века после того, как архиерейская кафедра была переведена из Ростова в Ярославль, большая часть кремля, в том числе и Белая палата, оставшиеся без использования, пришли в полное запустение ко второй половине XIX века.
В 1883 году по инициативе ростовских купцов началась масштабная реставрация кремля. В 1883 году  палата была отреставрирована и в этом же году в ней  была открыта первая экспозиция Ростовского музея.
В 1883 году по инициативе ростовских купцов началась масштабная реставрация кремля. В 1883 году палата была отреставрирована и в этом же году в ней была открыта первая экспозиция Ростовского музея.
Сейчас здесь частично сохранен антураж исторической трапезной, а также можно посмотреть на экспозиции Музея церковных древностей.
Сейчас здесь частично сохранен антураж исторической трапезной, а также можно посмотреть на экспозиции Музея церковных древностей.
Вход в церковь Спаса на Сенях (1675 год), бывшая домовым храмом ростовских архиреев.
Вход в церковь Спаса на Сенях (1675 год), бывшая домовым храмом ростовских архиреев.
За этой дверью - чудо. Но я бы сказала, что и сама эта дверь - чудо старины.
За этой дверью - чудо. Но я бы сказала, что и сама эта дверь - чудо старины.
Сильное впечатление на входящего в храм производит богато декорированная солея (возвышенная площадка перед алтарём) и аркада с золочёнными колоннами.
Сильное впечатление на входящего в храм производит богато декорированная солея (возвышенная площадка перед алтарём) и аркада с золочёнными колоннами.
Значительное место в интерьере храма отведено фресковой росписи, покрывающей почти все архитектурные плоскости. Порядок расположения сюжетов соответствует догматам православия. Стенопись церкви реставрировалась в 1983 году и в период с 1977 по 1996 годы.
Значительное место в интерьере храма отведено фресковой росписи, покрывающей почти все архитектурные плоскости. Порядок расположения сюжетов соответствует догматам православия. Стенопись церкви реставрировалась в 1983 году и в период с 1977 по 1996 годы.
Выход из церкви. Даже прикосновение к этой старинной двери вызывает трепет.
Выход из церкви. Даже прикосновение к этой старинной двери вызывает трепет.
Заглянула в закутки за Белой палатой. Здесь обнаружились пивоварня и приспешня (кухня), бывшие, я так думаю,  и колодец.
Заглянула в закутки за Белой палатой. Здесь обнаружились пивоварня и приспешня (кухня), бывшие, я так думаю, и колодец.
Церковь Одигитрии (построена в 1692—1693 годах). На фоне остальных храмов кремля выделяется своим довольно оригинальным внешним обликом, выполненным в стиле московского барокко. При оформлении фасада использовалась техника ромбовидной объемной облицовки, известной как бриллиантовый руст.
Церковь Одигитрии (построена в 1692—1693 годах). На фоне остальных храмов кремля выделяется своим довольно оригинальным внешним обликом, выполненным в стиле московского барокко. При оформлении фасада использовалась техника ромбовидной объемной облицовки, известной как бриллиантовый руст.
Церковь Одигитрии.
Церковь Одигитрии.
Церковь Одигитрии.
Церковь Одигитрии.
Церковь Григория Богослова находится в Митрополичьем саду. Точная дата её строительства неизвестна, примерно 1670-е годы. В XVI веке на месте церкви располагались палаты Григорьевского монастыря, который был упразднен в XVII веке во время строительства нового Архиерейского двора. Новую церковь построили на месте старого фундамента.
Церковь Григория Богослова находится в Митрополичьем саду. Точная дата её строительства неизвестна, примерно 1670-е годы. В XVI веке на месте церкви располагались палаты Григорьевского монастыря, который был упразднен в XVII веке во время строительства нового Архиерейского двора. Новую церковь построили на месте старого фундамента.
Это белоснежное здание, напоминающее сказочный теремок - Красная палата (Государевы хоромы), одна из наиболее красивых построек кремля. Название  пошло 
 от древнерусского "красный" означает красивый.
Это белоснежное здание, напоминающее сказочный теремок - Красная палата (Государевы хоромы), одна из наиболее красивых построек кремля. Название пошло от древнерусского "красный" означает красивый.
Здание строилось с 1670 по 1680 годы. Прежде всего внимание привлекает красивое белое крыльцо, именно оно и придаёт зданию сказочный вид.
Здание строилось с 1670 по 1680 годы. Прежде всего внимание привлекает красивое белое крыльцо, именно оно и придаёт зданию сказочный вид.
Двухшатровое крыльцо ведёт на второй этаж, в парадные помещения. На вершинах шатров находятся фигурки оленя и льва. Олень - это символ Ростова Великого, а лев - символ царской власти.
Двухшатровое крыльцо ведёт на второй этаж, в парадные помещения. На вершинах шатров находятся фигурки оленя и льва. Олень - это символ Ростова Великого, а лев - символ царской власти.
Отражения в пруду.
Отражения в пруду.
Двухэтажный корпус Судного приказа, построенный в 50-60-е годы XVII века - одно из первых зданий, вокруг парадного, архиерейского двора.
Двухэтажный корпус Судного приказа, построенный в 50-60-е годы XVII века - одно из первых зданий, вокруг парадного, архиерейского двора.
Часть корпуса в XVII в. занимало одно из важнейших учреждений митрополичьего двора— Судный приказ, который помимо судебных функций, был во многом и центром общего управления епархией.
Часть корпуса в XVII в. занимало одно из важнейших учреждений митрополичьего двора— Судный приказ, который помимо судебных функций, был во многом и центром общего управления епархией.
Митрополичьи кельи на сушилах и погребах (Дом на погребах). Это довольно скромный с виду корпус и очень отличается от остальных построек кремля.
Дом был построен в 70-х годах XVII века и исполнял лишь хозяйственную функцию: в нём находились погреба и ледники, а в единственной надземной части - сушила, проще говоря, склады. Позднее этот корпус был расширен и получил ещё один этаж, частично каменный, частично деревянный, где разместились новые митрополичьи кельи.
Митрополичьи кельи на сушилах и погребах (Дом на погребах). Это довольно скромный с виду корпус и очень отличается от остальных построек кремля. Дом был построен в 70-х годах XVII века и исполнял лишь хозяйственную функцию: в нём находились погреба и ледники, а в единственной надземной части - сушила, проще говоря, склады. Позднее этот корпус был расширен и получил ещё один этаж, частично каменный, частично деревянный, где разместились новые митрополичьи кельи.
В XVIII столетии здание сильно пострадало от пожаров и было существенно перестроено. После последней реконструкции в 1973 году его приспособили под гостиницу, зачем-то покрасив в красно-бурый цвет (изначально стены были белыми).
В XVIII столетии здание сильно пострадало от пожаров и было существенно перестроено. После последней реконструкции в 1973 году его приспособили под гостиницу, зачем-то покрасив в красно-бурый цвет (изначально стены были белыми).
В настоящее время о древности здания свидетельствуют лишь немногие простые, характерные для XVII века оконные наличники с треугольным завершением.
В настоящее время о древности здания свидетельствуют лишь немногие простые, характерные для XVII века оконные наличники с треугольным завершением.
За стенами кремля - Соборная площадь с Успенским собором и звонницей. Важно отметить, что только в Ростове Великом в едином комплексе сохранилась звонница с родным набором древних тысячепудовых колоколов и традиционной практикой исполнения колокольных звонов.
За стенами кремля - Соборная площадь с Успенским собором и звонницей. Важно отметить, что только в Ростове Великом в едином комплексе сохранилась звонница с родным набором древних тысячепудовых колоколов и традиционной практикой исполнения колокольных звонов.
На соборной площади.
На соборной площади.
Успенский собор – великая святыня Ростова. Более тысячи лет назад, когда  Русь принимала христианство, Ростов стал центром одной из первых епархий. В  991 году в городе возвели деревянную церковь, освященную в честь Успения Пресвятой Богородицы. В XII в. на ее месте возвели белокаменный храм, который с тех пор неоднократно перестраивался, но расположение его всегда оставалось неизменным.
Успенский собор – великая святыня Ростова. Более тысячи лет назад, когда Русь принимала христианство, Ростов стал центром одной из первых епархий. В 991 году в городе возвели деревянную церковь, освященную в честь Успения Пресвятой Богородицы. В XII в. на ее месте возвели белокаменный храм, который с тех пор неоднократно перестраивался, но расположение его всегда оставалось неизменным.
У собора есть парадный вход с красивым крыльцом и настенной росписью. Но крыльцо в аварийном состоянии.
У собора есть парадный вход с красивым крыльцом и настенной росписью. Но крыльцо в аварийном состоянии.
Существующий ныне Успенский собор (начало XVI в) - пятое по счёту здание. Грандиозный, шестистолпный храм, увенчанный пятиглавием, возведенный в русском стиле - шедевр древнерусского зодчества.
Существующий ныне Успенский собор (начало XVI в) - пятое по счёту здание. Грандиозный, шестистолпный храм, увенчанный пятиглавием, возведенный в русском стиле - шедевр древнерусского зодчества.
В середине 1930-х годов Успенский собор был закрыт, в храме был устроен склад кофе-цикорной фабрики. Часть икон собора уцелела и находится в экспозиции древнерусского искусства Ростовского музея. В 1991 г. Успенский собор возвращен Церкви.
В середине 1930-х годов Успенский собор был закрыт, в храме был устроен склад кофе-цикорной фабрики. Часть икон собора уцелела и находится в экспозиции древнерусского искусства Ростовского музея. В 1991 г. Успенский собор возвращен Церкви.
Собор действующий, но его интерьеры уже несколько лет пребывают в состоянии  реставрации.
Собор действующий, но его интерьеры уже несколько лет пребывают в состоянии реставрации.
Тактильная модель Успенского собора и звонницы, изготовленная в мастерской тактильных макетов Михаила и Ольги Шу в рамках проекта "Особый взгляд на Золотое кольцо".
Тактильная модель Успенского собора и звонницы, изготовленная в мастерской тактильных макетов Михаила и Ольги Шу в рамках проекта "Особый взгляд на Золотое кольцо".
Звонница Ростовского Успенского собора была построена через 100 лет после строительстав Успенского собора, в 80-е годы XVII столетия. Она возводилась по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича, одновременно с сооружением новой архиерейской резиденции. Примерно в те же годы лучшие столичные колокольные мастера отлили для новой ростовской звонницы колокола, вес которых исчислялся тысячами и сотнями пудов. Уникальный набор колоколов сохранился до наших дней. Самый большой колокол весом в 2000 пудов, назван Сысоем.
Звонница Ростовского Успенского собора была построена через 100 лет после строительстав Успенского собора, в 80-е годы XVII столетия. Она возводилась по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича, одновременно с сооружением новой архиерейской резиденции. Примерно в те же годы лучшие столичные колокольные мастера отлили для новой ростовской звонницы колокола, вес которых исчислялся тысячами и сотнями пудов. Уникальный набор колоколов сохранился до наших дней. Самый большой колокол весом в 2000 пудов, назван Сысоем.
Соборная площадь. Выход на  улицу.
Соборная площадь. Выход на улицу.
Святые ворота и надвратная церковь Воскресения. Это главный вход  в митрополичий двор с Соборной площади. Верхняя часть церкви практически лишена украшений, выглядит простой и даже немного суровой. А вот нижняя часть богато декорирована узорами, лепниной и изразцами.
Святые ворота и надвратная церковь Воскресения. Это главный вход в митрополичий двор с Соборной площади. Верхняя часть церкви практически лишена украшений, выглядит простой и даже немного суровой. А вот нижняя часть богато декорирована узорами, лепниной и изразцами.
С Соборной площади я вернулась в митрополичий двор, чтобы ещё раз  полюбоваться отражением церквей в маленьком пруду. А вот теперь представьте на месте  этого великолепия торговые ряды. А ведь второй половине XIX века такая угроза была.
С Соборной площади я вернулась в митрополичий двор, чтобы ещё раз полюбоваться отражением церквей в маленьком пруду. А вот теперь представьте на месте этого великолепия торговые ряды. А ведь второй половине XIX века такая угроза была.
После того, как в 1787 году архиерейская кафедра была переведена из Ростова в Ярославль, митрополичий двор утратил свою функцию, здания кремля, оставшись без внимания и ухода, стали ветшать и оказались в полуразрушенном состоянии. Мелкие реставрационные работы результатов не приносили, богослужений в храмах не велось, и архиереи были готовы продать кремль на слом, а территорию кремля отдать впоследствии под строительство торговых рядов.
После того, как в 1787 году архиерейская кафедра была переведена из Ростова в Ярославль, митрополичий двор утратил свою функцию, здания кремля, оставшись без внимания и ухода, стали ветшать и оказались в полуразрушенном состоянии. Мелкие реставрационные работы результатов не приносили, богослужений в храмах не велось, и архиереи были готовы продать кремль на слом, а территорию кремля отдать впоследствии под строительство торговых рядов.
К счастью, на защиту кремля поднялась интеллигенция, купечество, неравнодушные граждане и этот варварский проект не был осуществлён. В 1883 году по инициативе ростовских купцов началась масштабная реставрация кремля, благодаря которой ансамбль ростовского кремля предстаёт сейчас перед нами почти таким, каким он был в XVII веке.
К счастью, на защиту кремля поднялась интеллигенция, купечество, неравнодушные граждане и этот варварский проект не был осуществлён. В 1883 году по инициативе ростовских купцов началась масштабная реставрация кремля, благодаря которой ансамбль ростовского кремля предстаёт сейчас перед нами почти таким, каким он был в XVII веке.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому